Кузичев: Приветствуем вас, друзья. Это проект «Наука 2.0». Анатолий Кузичев, Борис Долгин, Дмитрий Ицкович. И наш гость вторую неделю подряд Евгений Бунимович — потомственный учитель.
Ицкович: В третьем поколении.
Кузичев: Да. Уполномоченный по правам ребенка в Москве. Мы разговариваем собственно об образовании, разговаривали в первой программе, и сейчас, наверное, продолжим, но немножечко, так сказать, расширим сферу. Сформулируй, Дима, пожалуйста.
Ицкович: У нас же про науку вообще-то передача прежде всего.
Кузичев: Вообще-то да. И название у нас подходящее.
Ицкович: Да, и название у нас про это. И много про это пытаемся выяснять: где, как, почему люди становятся учеными? Ведь там человек родился — 3 килограмма 600 граммов, там девочка, мальчик, глаз такой-сякой, вырос такого-то роста. Из этого же не следует, что он будет химиком, физиком, и от его мозгов это не следует.
Кузичев: Не следует. А ты помнишь, как в прошлой программе Евгений Абрамович говорил нам насчет мехмата? Что даже в те годы недобора никогда не было, что, оказывается, есть люди с такими мозгами, которые...
Ицкович: Хорошо, это верно. Но ты представь себе некоторый социум, в котором математики почему-то нет, а такой человек есть. Он будет фриком, сумасшедшим, может, его бьют. Человек не рожден математиком, но он почему-то выбирает себе эту профессию и им становится.
Бунимович: Нет, стоп-стоп-стоп, вот это очень интересный вопрос. У каждой сферы деятельности, вот это я давно и хорошо увидел, в том числе и в науке, и везде, есть свои золотые периоды. Вот как раз когда вы стали говорить о математике и говорить о том, что человек не рождается математиком, это сложный вопрос. И я хочу сказать, что математика как раз относится к тем особенностям мышления человека, которое проявляется очень рано, очень рано. И надо сказать, что все результаты, которые в математике достигнуты, они, в общем, достигнуты молодыми математиками в основном. А потом уже это школа, это передача опыта. Но дело же не в этом.
Ицкович: А какие результаты молодыми?
Бунимович: Самое ключевое, конечно, это Борис Галуа, который вообще погиб, можно сказать, в студенческом возрасте. Я помню, на мехмате был членкор Гельфанд, который тоже в студенческом возрасте решил проблему Гильберта, ну и потом он был очень хорошим ученым, заведующим кафедрой и так далее. Но проблему Гильберта он все-таки решил тогда, понимаете? И, в общем-то, если посмотреть на математические результаты...